Сегодня транспортировка леса является одним из популярных направлений деятельности профессиональных компаний-перевозчиков. Большой спрос на данную услугу обусловлен тем, что лес — это строительный материал, без которого не обходится практически ни одно строительство. Круглый лес может перевозиться в связках либо навалом. Очень часто в транспортировке нуждается свежеспиленный лес, которому присуща естественная влажность. Это гигроскопический груз, причем содержание влаги в дереве во многом зависит от параметров и условий наружного воздуха в период хранения перед транспортировкой.
Кроме того, данный вид груза подвержен пагубному воздействию насекомых (короед и др.), а также микроорганизмов. Активность развития плесени и гнили увеличивается вместе с возрастанием температуры воздуха и его относительной влажности. Следует помнить, что лес — это тот груз, при перевозке которого необходим карантинный контроль. Еще одно свойство леса — пылеемкость. В случае загрязнения (например, цементной, угольной пылью) партия может быть целиком забракована.
Для перевозки леса чаще всего используются специализированные транспортные средства — лесовозы. В России наиболее популярны лесовозы, изготовленные на базе автомобилей КрАЗ, Урал и КамАЗ. Современный лесовоз может быть оборудован гидравлическим краном-манипулятором. Такое устройство существенно облегчает проведение погрузочных, разгрузочных работ. Число осей прицепа рассматриваемого транспортного средства чаще всего составляет от 2-х до 4-х. Прицеп оборудуется заградительными металлическими стойками. Для их соединения друг с другом используются металлические тросы.
Сегодня широко применяются самые разные модели лесовозов. Примерами могут послужить машины, оборудованные прицепом-роспуском, и цельнокузовные транспортные средства. Благодаря прицепам-роспускам, используемым вместе с лесовозными автопоездами, становится возможна транспортировка деревьев длиной до 22 метров. Довольно популярны маневренные портальные лесовозы, укомплектованные системой погрузки-разгрузки. Отдельные модели этих машин оснащаются приспособлением, помогающим в опускании рамы с лесом.
Если для транспортировки используется неспециализированный подвижной состав, то он должен быть снабжен дополнительными приспособлениями, такими как шипы, коники (устройства, предназначенные для перевозки «цилиндрических стержней»), гребенки противоскольжения. Подобные приспособления не допускают сдвигания лесоматериалов на кабину. Кроме того, кабина защищается от ударов щитом. Все необходимое дополнительное оборудование должен предоставить и установить грузоотправитель. Если стороны приходят к соответствующему соглашению, то монтаж данных приспособлений, оплаченный отправителем груза, может осуществляться автотранспортной организацией.
Грузоотправитель имеет и другие обязанности. Если необрезные пиломатериалы отличаются по длине, то необходимо заранее произвести их сортировку. Перед перевозкой нужно заблаговременно складировать лес у автодороги, дабы был обеспечен оптимальный подъезд и возможность маневрирования автомобилей. Электрические кабеля, провода, присутствующие на погрузочных пунктах, а также пересечениях с лесовозными дорогами, должны быть подвешены на высоте, составляющей не меньше 4,5 метра. Необходимо обеспечить возможность свободного маневрирования, а также разъезда лесовозов, обладающих нужной грузоподъемностью.
Если перевозка осуществляется по специальной лесовозной дороге, то максимально возможная высота автомобиля с грузом не должна превышать 4 метра, а ширина — 3,2 метра. При транспортировке по дорогам общего пользования следует руководствоваться требованиями, предъявляемыми ПДД. Погрузку и последующее крепление леса на транспортном средстве должен производить отправитель груза.
Выгрузка пиломатериалов, снятие креплений — это обязанности грузополучателя. Во время погрузки и разгрузки леса, осуществляемой при помощи крана, водителю не разрешается находиться в кабине транспортного средства. Также запрещается перемещение груза над кабиной лесовоза.
Груз должен быть равномерно распределен между кониками, а комли следует заранее выровнять. Если вывоз леса осуществляется на автомобиле, оборудованном прицепом, то сцепка автомобиля с прицепом производится грузоотправителем. С согласия водителя сцепщику может быть разрешено находиться между звеньями такого автопоезда. Шофер обязан проконтролировать, правильно ли произведена сцепка.
При перевозке леса морским транспортом нужно руководствоваться Кодексом безопасной практики перевозки лесных палубных грузов. В этой ситуации учитывается одно из главных физических свойств лесоматериала — его влажность, под которой подразумевается процентное содержание воды, содержащейся в древесине. Здесь есть свой нюанс. Содержание воды рассматривается относительно веса сухой древесины, а не по отношению к общему весу.
Древесина содержит в себе немалое количество влаги, зависящее как от породы дерева, так и от места, где оно произрастает. Примерами могут послужить свежеспиленная ель, содержащая от 78 до 105 процентов влаги, и сосна, содержащая 80-97 процентов воды. Пока лес хранится на воздухе, вода, которая находится в древесине, мало-помалу испаряется. При этом материал постепенно высыхает, одновременно уменьшаясь в весе. Параллельно с этим немного уменьшается его объем, а также начинают образовываться торцевые трещины. Такое свойство называется усушкой.
Еще до начала погрузочных работ на судне нужно провести все мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дальнейшей транспортировки. Сюда относится проверка водотечности самого корпуса судна, работоспособности осушительной системы. Нужно проверить, в каком состоянии находится электропроводка, средства пожаротушения. Балластные танки подвергаются опрессовке, после которой заполненными оставляют лишь те, которые нужно оставить в соответствии с принятым вариантом загрузки.
При необходимости перевозки древесины разной влажности ниже всего нужно располагать самый тяжелый груз. Малогабаритный груз целесообразнее размещать в концевых трюмах, а крупногабаритный лес — в средних. Если транспортировка необрезных пиломатериалов производится россыпью, то пространство между бимсами и шпангоутами нужно заполнить досками. Пакетированный пиломатериал укладывается в трюме вдоль судна. Поперечное размещение разрешается лишь, когда это обеспечивает высокий уровень плотности укладки.
Перед погрузкой лесоматериала на палубу следует задраить отверстия, произвести очистку палубы от ненужных, лишних предметов. После этого производится процедура разметки. При помощи мела заштриховываются участки, которые не нужно загружать. Следующий этап — установка стензельных стоек. Затем найтовы крепятся к палубным рымам. Если укладка бревен производится россыпью, то груз нужно размещать плотными штабелями, чтобы в результате образовалась ровная поверхность.
При транспортировке пакетированных пиломатериалов погрузка осуществляется в соответствии с продольно-поперечным способом. Он предусматривает установку первого ряда пакетов по всей ширине судна от уровня комингсов трюмов. Если число рядов пакетов составляет больше трех, то верхний ряд укладывается вдоль судна. По бортам пакеты также укладываются вдоль судна. Каждый из бортовых пакетов должен опираться на пару стензельных стоек и охватываться 2-мя найтовами. Укладке леса следует уделять максимальное внимание, ведь именно от нее во многом зависит конечный итог перевозки.
Читайте также: Древесина в строительстве